Наработки советских инженеров хоть сегодня могли бы составить конкуренцию по крайней мере современным Nissan Leaf.

Перспективностью электротяги на автомобилях озаботился не только Илон Маск. Высокой значимости наработками обладал и СССР. Более того, «электроВАЗы» даже сходили с конвейера и трудились на благо Родины. Если бы разработки по проекту электромобилей не закрыли, LADA могла бы вытеснить в российского рынка «Электрички» от Nissan.

Предшественницей Tesla Model других электрокаров «попроще» стала «Электродвойка» ВАЗ-2102Э, позже переименованная в ВАЗ-2801. «Ладья» «питалась» от никель-цинковых аккумуляторов массой 380 кг. Поэтому решение поставить на электротягу универсал ВАЗ-2102 было логичным решением, ведь батареи занимали много места. Также советский электромобиль оснастили алюминиевой рамой, а задние двери заглушили, убрав остекление – здесь и располагался АКБ, доступ к которому помогали обеспечить лючки на месте задних дверей.

Электродвигатель, расположенный традиционно под капотом, развивал мощность до 25 кВт, или 35 л.с. Не много, но машина развивала скорость до 87 км/ч, а запас хода составлял 130 км, что соизмеримо с реальными показателями запаса хода большинства Nissan Leaf, которые «моложе» «Электродвойки» на 30 лет.

Разработки и многочисленные испытания ВАЗ-2102Э велись с 1976 года, на «АвтоВАЗе» даже было сформировано специальное бюро. В 1980-1981 годах с тольяттинского конвейера сошло 47 экземпляров с индексом 2801, пара из которых трудилась на тольяттинском заводе, часть в почтовой службе, службе доставки, хозяйственно-бытовых службах города. Несколько электрокаров отправились в Москву для использования с аналогичными целями, и небольшая партия была направлена в Украину – в Киев, Запорожье и в Симферополь.

Пользователи сети выказывают сожаление, что работы над проектом по строительству электрокаров прекратили в 1980-х, ведь сегодня успех мог бы быть колоссальным.