Мощный, как 20 «Крузаков», длинный, как 23 «КамАЗа», дорогой, как 15 Lamborghini Aventador.
![](https://imgproxy.pokatim.ru/3ZHQyRr1wIVKqTTdbxjATiC9Lp3-jfRihohAPPMk94Q/rs:fit:320:320:1:0/dpr:1/g:no/aHR0cHM6Ly9wb2thdGltLnJ1L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAyMC0wNi8xNTkzNTA3MjUxXzEuanBn.jpeg)
В полном названии модели числится Mark II, но к легендарной «Тойоте» этот 173-метровый здоровяк не имеет никакого отношения. LeTourneau TC-497 Overland Train Mark II — именно так звучит имя целиком, и как видно, длина наименования этого колёсного автопоезда сопоставима с его реальной длиной. Эксперт портала Pokatim.ru рассказал, каким же был этот рекордсмен.
На стыке 40-50-х годов американское правительство, опасаясь возможной ядерной войны с СССР, задалось целью подготовить к выпуску необычный грузовой транспорт, способный перевозить огромные грузы без рельсов. Компания LeTourneau из Техаса сумело выполнить оригинальное техзадание, подготовив «монстра» TC-497 Overland Train Mark II в единственном экземпляре.
Характеристики модели впечатляют даже сейчас — не зря ведь его называют самым длинным автопоездом в истории. Да, в 21-м веке были машины и подлиннее, но все они представляли собой одноразовые шоукары с «головой» от грузовика, мощным мотором и обилием прицепов, тогда как ТС-497 — уникальное произведение инженерного искусства.
![](https://imgproxy.pokatim.ru/S3mZG2GdJFA_8oLoTazimrhrIZDo0lvYSYnOIywV66Q/rs:fit:320:320:1:0/dpr:1/g:no/aHR0cHM6Ly9wb2thdGltLnJ1L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAyMC0wNi8xNTkzNTA3MjYyX3RvLmpwZw.jpeg)
Длина TC-497 Overland Train Mark II составила 173 метра, автопоезд насчитывал 54 колеса и был 9 метров в высоту. Модель получила возможность перевозить грузы общей массой в 400 тонн, тогда как под капотом «Марка второго» располагались 4 дизельных турбодвигателя общей отдачей в 5 тысяч «лошадей» — сопоставимо с двадцатью дизельными Toyota Land Cruiser 200.
Однако габаритными характеристиками особенности модели не ограничивались — это был практически городок на колёсах с отдельными «вагонами» под кухню и даже прачечную. Кроме того, в одном из «вагонов» обустроили полноценную каюту для экипажа из 6 человек.
В 1962 году колёсный автопоезд LeTourneau TC-497 Overland Train Mark II прошёл первые дорожные испытания, которые стали для него последними. Автопоезд сумел проехать по пустыне 600 километров на одном баке, а максимальная скорость автомобильного «монстра» составила 35 км в ч.
![](https://imgproxy.pokatim.ru/f3BBHzuqgeabHSKs2uAf5WmaQZai-kcUVdlWlalxEAU/rs:fit:320:320:1:0/dpr:1/g:no/aHR0cHM6Ly9wb2thdGltLnJ1L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAyMC0wNi8xNTkzNTA3MjkzX2F2LmpwZw.jpeg)
Министерство обороны США назвало результаты «неплохими», что для проекта за 3,7 млн долларов было сопоставимо с провалом. В итоге, так и получилось — от идеи выпуска 173-метрового автопоезда отказались. Вагоны LeTourneau TC-497 Overland Train Mark II по сей день можно встретить во льдах Аляски, тогда как сам локомотив бережно хранится в американском военном музее.