Дизайн современного «Рафика» погубила революция.
Энтузиаст с YouTube-канала «БИБИП» рассказал, почему РАФ M-2 Stils так и не решили выпускать, хотя рижские дизайнеры и конструкторы понимали, что по европейским меркам старенький РАФ-2203 давно устарел.
Советская Прибалтика к Европе территориально и ментально всегда была ближе, чем остальной СССР, и здесь отчетливо видели неказистые «Рафики». В конце 80-х годов автомобили принялись готовить для экспорта, но за рубеж необходимо было что-то новое, соответствующее времени, тем более, хромал не только внешний вид.
Серьезных доработок требовала, например, тормозная система. Решив, что время для обновления наступило, дирекция РАФ пригласила московских специалистов из НАМИ, в результате на конвейер поставили модификацию РАФ 22038-02. Однако, по большому счету, это была новая обертка для старого микроавтобуса, ничего инновационного не привнесли.
В 1987 году пришел новый руководитель завода Виктор Боссер, он энергично взялся за дело: был проведён Всесоюзный конкурс на лучший дизайн для принципиально новой модели микроавтобуса. Дизайн будущего автомобиля пересекался с Ford Transit. Микроавтобус оснастили усилителем руля, мотором ЗМЗ 406 и пятиступенчатой механической коробкой передач. Привод сделали задний, а сама модель получила название «Роксана».
Всё шло, в принципе, неплохо, но совершенно неожиданно автомобиль решили доработать, даже привлекли к этому британских специалистов. Они «поколдовали» над внешним видом, но с этим полностью «убили» ходовые возможности прототипа. Тяжело сказать, намеренно или случайно. Может быть, до ума дело всё же довели бы, но тут развалился Советский Союз. Свободный рынок полностью поменял правила игры, и «Рафики» оказались никому не нужны.
На Рижском заводе вновь сменился директор, который принял решение продолжать разработку новой модели, и проект получил название Stils. Его разработкой занимались сразу несколько предприятий, дизайн разрабатывали в НАМИ. Первый образец изготовили в Запорожье. Хотя время было сложным, к 1993 году новая модель РАФ M-20 Stils была готова к показу.
В микроавтобусе, который теперь стал переднеприводным, было достаточно много импортных деталей: фары взяли от Mazda 626, у Mercedes позаимствовали рулевое управление, но для окончательной доработки перспективной модели у предприятия денег уже не нашлось.
Времена для завода РАФ наступили тяжелые, была идея даже стать филиалом ГАЗа и заняться выпуском «ГАЗели», но Латвия уже перестала быть братской страной для России. Руководство не дало добро на подобное слияние, и в конце 90-х завод РАФ объявил себя банкротом. Так бесславно закончилась попытка создать модные и современные микроавтобусы.