Теперь на переоборудование автомобилей для работы на метане выделяется в 2 раза больше средств.

Фото: метановая заправка, источник: Yandex.Zen, блог UsedCars

Ещё 17 апреля министр энергетики Александр Новак предложил вице-премьеру РФ увеличить субсидирование перевода автотехники с бензина на газовое топливо с 30% до 60%, о чем сообщило издание «РБК». Правительство поддержало инициативу: 19 июня Премьер-министр России подписал соответствующее постановление. Новость получила отклик в Сети — автомобилисты отреагировали на повышение субсидий за переход с бензина на газ и высказали свои «за» и «против».

Собрать мнения автомобилистов решило издание «За рулем» и провело среди читателей опрос о том, переведут ли они авто с бензина на газ, если правительство «подкинет денег на ГБО». В опросе поучаствовали 1398 пользователей — результаты оформлены в виде диаграммы ниже.

Фото: результаты опроса о готовности россиян к переходу на ГБО, источник: «За рулем»
«Мне еще одна бомба в машине не нужна», «Меня бензин не разоряет», «И место сильно занимает [баллон], и если рванёт, так всё в клочья, да и жалоб много на метан в зимних условиях», — дополнительно прокомментировали опрос те, кто «против». Приверженцев газового топлива куда меньше: «Езжу на авто с ГБО с 1998 года, сменил за это время 5 машин», «На газе зимой запустить двигатель легче».

Куда активнее автомобилисты отреагировали на новости о повышении субсидий за переход с бензина на газ на портале Pikabu. Противники ГБО отмечают, что наряду с угрозой взрыва баллон просто-напросто отнимает место в и без того не слишком вместительных багажных отсеках многих легковых авто. Тем более, что речь о метановых баллонах, которые заметно больше пропановых.

«Останавливает в основном потеря места, уж очень багажник люблю», «Смысла из-за 3 рублей разницы терять полбагажника я не вижу» — отмечают водители.

У владельцев есть выбор: поставить на автомобиль ГБО, к примеру, не со 100-литровым, а с менее объемным 50-литровым баллоном в целях экономии места в багажном отделении. Но даже такая возможность не даёт водителям выступить «за» переход с бензина на газ — и вот почему.

Слишком мало метановых заправок

Сеть метановых газонаполнительных станций в России развита слабо: сейчас по всей стране насчитывается всего 412 АГНКС. Расстояние между некоторыми заправками при поездках по стране может составлять 300 км. А в метановый баллон CNG-3 объемом 50 л влезает 12,5 кубометра газа. Для примера, заводская LADA Vesta CNG с расходом в загородном цикле, который, по данным ресурса «Лада.онлайн», равен 5,2 «кубикам» на 100 км, «съест» этот объем за 240 км, а в смешанном цикле и того быстрее — за 198 км. А значит, на одном метане с таким баллоном от станции до станции порой можно не доехать — неудивительно, что многие автомобилисты против.

Скриншот карты АГНКС России, источник: Agnks.com и «Яндекс.Карты»

Экономия под сомнением

Также отказ от бензина и переход на газ не поможет значительно сэкономить владельцам авто с пробегами около 10–15 тыс. км в год. Несмотря на повышение субсидий до 60%, их максимальный размер для легкового автомобиля массой до 1800 кг составит всего 27 000 рублей, массой 1801–2499 кг — 34 000 рублей, — полная таблица данных представлена в документе постановления. А в сообщении на сайте Правительства РФ указано, что государство обеспечит субсидирование больше половины расходов бизнеса и граждан по переводу транспорта с бензина на газ. В это же время цены на оборудование вместе с установкой в зависимости от размера баллона стартуют с 60 000 рублей. Похоже, постановление отчасти лукавит.

К тому же, даже заплатив 33 тысячи рублей вместо 60-ти за ГБО, автомобилист будет тратиться еще на бензин, который нужен на старте движения машины, на обслуживание оборудования, коррекцию топливных карт, и т. п. И по факту газ окупится и экономия начнется только через 1,5–2 года, а то и позже.

«Экономия эта только в первом приближении», «Невыгодно получается для небольшого пробега», — отреагировали пользователи портала.

Последние опасения тех, кто против ГБО — возможная потеря мощности на газе, потенциальный вред двигателю, трудности при продаже авто и запрет на въезд в подземные паркинги. Также автолюбители подозревают, что цены на метан спустя какое-то время после повышения субсидий вырастут.

Фото: ГБО на метане, источник: Drive2

И наоборот, высказавшиеся «за» переход с бензина на газ автомобилисты с учетом повышения субсидий в качестве аргументов приводят сбережение средств на пробегах в 25–30 тысяч км и выше, а также меньший вред экологии.

«Экономия будет в районе 25000 в год», «Газ сильно чище бензина», — пишут те, кто за переход на метан. А некоторые хвалят пропановое ГБО: «Экономия с каждого км 1–1,5 рубля», «На пропане езжу восемь лет, окупился за восемь месяцев».