ГАЗ-24 «Волга» не выпускается уже 35 лет, но остаётся выдающимся представителем советского автопрома. Седан любили и желали во времена СССР, но позволить его себе мог не каждый. Сегодня же «Волги» — не редкость на вторичном рынке, и за 250-300 тыс. рублей можно воплотить свою советскую мечту. Портал «Покатим!» поможет ознакомиться с историей модели, моторной гаммой, комплектациями, преимуществами, недостатками и другими интересными фактами.
- История модели
- Оснащение и навороты
- Технические характеристики
- Плюсы и минусы
- Интересные факты
- Цена тогда и сейчас
- Мнения о ГАЗ-24 «Волга» тогда и сейчас
- Тюнинг: пикап и лоурайдер
История модели
С чего всё начиналось?
В 1951 году на заводе ГАЗ стартовала разработка второго поколения «Победы». Дизайн был создан художником Львом Еремеевым, который в своё время создал внешность для машин линейки ЗИМ. Позже партийная верхушка СССР не оценила дизайн «Победы» — уж слишком она была похожа на ЗИМ. Разработчики не растерялись и разделили проект на два вектора. Одна группа специалистов занялась созданием машины «Звезда», а вторая — седаном «Волга».
Проект «Звезда» со временем свернули, но вторая машина встала наконвейер и стала легендарной. Изначально «Волга» должна была стать на голову выше «Победы». Конструкторы задумали совершенно новый дизайн и оригинальный двигатель. Планировалось внедрение автоматической коробки передач.
Партия дала строгую установку — создать премиальную машину для «шишек» СССР. Но материальная и производственная базы Горьковского завода не могли гарантировать такой результат, поэтому выкручивались разработчики как могли. Но воплотить в жизнь по итогу удалось многое из задуманного: трехъобъёмный кузов седан, выросшая вдвое в сравнении с «Победой» мощность, цельные панорамные лобовые и задние стёкла, трансмиссионный стояночный тормоз.
В 1953 году «Звезду» и «Победу» выкатили на оценку партии. «Звезда» оказалась агрессивным фастбеком, имеющим спортивные плавники и обвес. Но в остальном машина оказалась полным аналогом «Волги». Верхушка власти решила, что красоваться спортивным дизайном в послевоенную эпоху не нужно, а потому на конвейер встала более сдержанная «Волга».
В 1954 году на тесты выехали предсерийные прототипы под индексом М-21. Испытания порадовали конструкторов, модель оказалась не только динамичнее, но и экономичнее «Победы». Отлично показала себя машина и на лёгком бездорожье по пути к колхозу «Путь к коммунизму». Качественно собранная и готовая к российским дорогам «Волга» оказалась практичнее, чем иномарки тех времён, на которых нередко ездили чиновники.
ГАЗ-24
В 1960-х годах автоиндустрия США и Европы стала отказываться от округлых кузовов — в моду вошли резкие и острые черты. В СССР не хотели отставать от трендов и начали кардинально менять ГАЗ-21.
Изначально ГАЗ-24 должен был иметь рамную конструкцию, но потом решили остановиться на несущем кузове с пониженной линией крыши. Ответственными за дизайн авто были Лев Еремеев и Ления Циколенко.
В 1963 году были собраны первые прототипы, которые полностью устроили и разработчиков, и партию. В завод были вложены деньги для модернизации производства. В 1966 году сборка была запущена, но в то время заводу ГАЗ посупил крупный заказ на военную технику, а потому «Волги» собирались медленно.
Серии производства
Так называемая «Первая серия» — модели, выпущенные с 1967 по 1977 годы. Конечно, считать это полноценным поколением не стоит, ведь все серии кардинально не менялись.
«Вторая серия» была поставлена на конвейер 1972 году и производилась до 1978. Тут разработчики провели работу над ошибками и исправили недочёты, но также не внедряли существенных новшеств.
«Третья серия» была запущена в начале 1980-х годов. Именно эта версия стало той самой «Волгой», которую многие знают и любят.
Оснащение и навороты
Сегодня «Волга» кажется довольно простым и даже аскетичным авто. Но во времена СССР оснащение и салон ГАЗ-24 будоражил умы советских автомобилистов. Выделим особенности интерьера машины.
- Выглядело в «Волге» всё куда богаче, чем в народных «Жигулях» в целом.
- Задний диван можно было вполне считать полноценным. Сидение широкое, спинка высокая, для ног достаточно места. Ночевать в машине было удобно.
- Дизайн приборной панели и передней консоли был гармоничным и стильным. Прямоугольная «приборка"эффектно сочеталась с бардачком аналогичной формы.
- Хром в салоне и отделка «под дерево». В «Жигулях» не было ничего подобного.
- Компоновка приборов управления сделана на американский манер, что нравилось советским водителям.
- Уже с завода «Волга» оснащалась двумя динамиками «Юпитер» и качественным радиоприёмником.
- Гидромеханический «автомат» — тоже новинка для автомобилистов СССР.
- Хромированная решётка радиатора сходу кричала о премиальности машины.
- Печка стояла более качественная, чем в «Жигулях».
Технические характеристики
«Волга» представляет собой четырёхдверный седан с передним расположением мотора и задним приводом. Размерность соответствует сегменту D по европейской классификации.
- На ГАЗ-24 для рынка СССР ставились всего три мотора. Ещё один двигатель был доступен для экспортного варианта. В машину добавили фонарь с «шашечками», зоны санобработки, зелёный фонарь «Свободен» и отделку салона из кожзама.
- ГАЗ-24-02 получил формат пятидверного универсала.
- ГАЗ-24-03 создавали для скорой помощи. Тот же универсал, но с отсеками для медицинского оборудования, а задние сидения и багажник заменили на место для носилок.
- ГАЗ-24-24 для милиции выполняла роль «догонялки». Такая версия выпускалась только с V8 и кастомной подвеской. Всё это позволяло машине разгоняться до 170 км/ч.
- Версии ГАЗ-24-50, ГАЗ-24-52, ГАЗ-24-53, ГАЗ-24-54 и ГАЗ 24-55 стоит выделить в одну группу. Все эти машины создавались для тропического климата и поставлялись на Кубу.
- ГАЗ-24-25 создавался для спецслужб и как машина сопровождения. Все авто с АКПП и V8.
Моторы
- Двигатель 24Д АИ-93 производился на мощностях Запорожского завода. Бензиновый карбюраторный мотор имеет 4 цилиндра и 8 клапанов. При объёме в 2,4 литра такая установка гарантирует 95 лошадиных сил при 4 500 оборотах и 186 Нм крутящего момента. Ресурс до капремонта составляет 300 тыс. км. Расход топлива — 12,5 л на 100 км. Примечательно, что разработчики настаивали, что вне зависимости от типа кузова расход не меняется. Максимальная скорость седана — 145 км/ч.
- 2401 (А-76) тоже производился в Запорожье. Рядный четырёхцилиндровый мотор с восемью клапанами имеет объём в те же 2,4 литра. При этом мощность составила 85 «лошадок» при 4 500 об/мин и 175 Нм. Ресурс — 350 тыс. км. Расход уменьшился до 11 л бензина, а «максималка» составила 150 км/ч.
- Мотор 2424 имеет уже компоновку V8 при наличии 16 цилиндров. При объёме в 5,5 литра мощность выросла до 195 л. с. при 4 400 об/мин и 411 Нм. Запорожской мотор имеет четырёхкамерный карбюратор, а его ресурс гарантирует пробег в 350 тыс. км. Максимальная скорость равна 160 км/ч, а «кушает» могучий мотор в среднем 22 литра бензина.
- Для экспорта был предусмотрен дизельный Indenor XDP 4.90, разработанный совместным предприятием Peugeot-Indenor. При объёме в 2,1 литра двигатель гарантировал солидные по тем временам 75 «лошадок» при 4 000 об/мин и 186 Нм. Ресурс мотора официально не озвучивался.
Коробки передач
Богатого выбора коробок ГАЗ-24 «Волга» тоже не имел. Трансмиссии в линейке было всего две. Механическая имела четыре передачи, которые регулировались при помощи напольного рычага. Автоматическая трансмиссия была доступна только для мотора V8. Гидромеханический «автомат» имеет всего три передачи, что на сегодняшний день кажется шуткой.
Габариты
- Длина — 4735 мм (первая серия), 4760 мм (остальные версии).
- Ширина — 1800 мм.
- Высота — 1490 мм.
- Клиренс — 180 мм.
- Колёсная база — 2800 мм.
Плюсы и минусы
ГАЗ-24 «Волга», как и любой другой автомобиль — не идеальная, но и не беспроблемная машина.
Среди плюсов стоит выделить:
- Хороший потенциал для бездорожья.
- Простоту конструкции, что облегчает ремонт и обслуживание.
- Надёжный мотор, который проходит куда больше заявленного ресурса.
- Комфорт за рулём.
- Просторный салон и багажник.
- Тяговитый двигатель.
- Надёжную и почти беспроблемную подвеску.
Не обошлось и без недочётов, среди которых:
- Большая масса авто, седан весит 1 700 килограммов.
- Расход топлива мотора V8, который пугал даже жителей СССР при низких ценах на бензин.
- Не лучшее лакокрасочное покрытие.
- Проблемные коробки передач, которые без обслуживания часто ломались.
Интересные факты
Изначально радиатор «Волги» был с вертикальными решётками, что не понравилось маршалу Георгию Жукову. Полководец сказал, что спереди машина напоминает «оскал акулы». Решётку сделали горизонтальной, а спереди расположили звезду, от которой отказались из-за схожеести с Ford Mainline.
ГАЗ-24 пользовался популярностью и в европейских таксопарках. Любили «Волгу» за просторный салон, динамику, простой мотор и мощную тягу.
Ходят слухи, что в ГАЗ-24-24 для спецслужб устанавливали много интересного. Портативный телефон, отсеки для скрытого хранения оружия и даже отдельный ящик в багажнике, который при нажатии на кнопку в салоне уничтожал все находящиеся в нём документы.
ГАЗ-24-95 собирался лично для Брежнева и имел уникальную особенность. Под капотом располагался мотор и другие узлы от УАЗ-469. «Детей» УАЗ и ГАЗ собрали до 10 единиц, а до наших дней дожили всего две из них.
На всех ГАЗ-24 нет привычного и необходимого современному водителю прибора — тахометра.
Нередко на первом ряду сидений «Волги» садились три пассажира. Подлокотник легко складывался, превращаясь в ещё одно, хоть и тесное, посадочное место.
В универсале запасное колесо, которое часто мешает в багажнике, пристроили очень удачно. Для него нашёлся отсек в полу машины.
Цена тогда и сейчас
В советское время ГАЗ-24 был не машиной, а настоящей мечтой. Просто заводчанину или швее в ателье было практически невозможно заработать на него. ВАЗ-2101 в те времена стоил 5 000 рублей, как и «Москвич». ВАЗ-2103 продавали уже за 6 500 рублей, но ГАЗ-24 пугал ценником в 9 000 рублей. Напомним, что средняя зарплата в те времена — 120 рублей в месяц.
Сегодня дела обстоят иначе и определить среднюю стоимость «Волги» невозможно по ряду факторов. «Убитые» и старые ГАЗ-24 можно купить по цене от 80 до 120 тыс. рублей. Отдельно можно выделить экземпляры, которые толком не дорабатывались с заводского комплекта и хорошо сохранились. Тут разброс цен уже больший — от 300 тыс. до одного миллиона рублей.
Мнения о ГАЗ-24 «Волга» тогда и сейчас
Очевидно, что советские автомобилисты восторженно встретили машину и считали её несбыточной мечтой. Но как обстояли дела за рубежом? А там у ГАЗ-24 тоже было всё отлично.
На международных выставках авто отмечали множеством наград, но не воспринимали, как премиальную машину. Именно поэтому заводу ГАЗ поступили заказы на создание транспортных средств для европейских таксопарков.
Сегодня отечественные автомобилисты по большей части восторгаются «Волгой», считая её бессмертной классикой и чуть ли не идеальной машиной. Популярные видеоблогеры посвящают ГАЗ-24 целые часовые выпуски.
Но американский журналист Даг ДеМуро в пух и прах разнёс ГАЗ-24. Блогеру не понравилось в машине абсолютно всё, при том, что американские машины тех лет были куда более «нафаршированными». ДеМуро рассмешило, что в премиальном автомобиле нет кондиционера, спидометр рисует невозможные 200 км/ч, на сидениях нет подголовников, а сзади — ремней безопасности. Блогер посчитал машину хорошей для 1960-х годов.
Современному, даже российскому водителю «Волга» может принести разве что эстетическое удовольствие. У машины огромный расход, валкое управление, голая комплектация, возрастные «болячки». Куда проще купить «Гранту» или «Весту».
Тюнинг: пикап и лоурайдер
Народные умельцы всё же пытаются осовременить легенду. Видным проектом стал лоурайдер из ГАЗ-24. Тюнеры решили устранить валкость и неповоротливость машины, избавившись от рессор и заменив их кастомной подвеской. В состав ходовой вошли новые подушки, брекеты, клапаны, пневматическая система от КАМАЗа, два мощных компрессора и пульт дистанционного управления настройками клиренса.
Другая команда тюнеров решила превратить «Волгу» в стильный и современный пикап. Забавно, что на грузовую площадку может устанавливаться пилон для танцовщиц. За основу был взят редкий заводской пикап, который доработали пневматикой, деревянным настилом, внутренней и внешней акустическими системами и пневмоподвеской.
«Волгой» невозможно не восхищаться. Эта машина стала настоящим флагманом советского автопрома, покорила тысячи автомобилистов со всего мира и навсегда вошла в историю мирового автомобилестроения. Со временем ГАЗ-24 превратился из авто для сливок общества в машину для любителей классики, которую себе может позволить каждый.