Большинству людей о подшипниках известно (если известно) только то, что они бывают шариковыми и роликовыми. Но на самом деле у этой маленькой детали длинная и очень интересная история, которую следует знать хотя бы вкратце.

И начать ее стоит с давних времен, когда человек только начал изучать трение, ведь именно его принципы и легли в основу подшипника, каким мы знаем его сейчас. Очень примитивные прообраз такого изделия был создан еще человеком эпохи неолита, который использовал его для прядильных веретен и самых примитивных сверлильных приспособлений.

Но то, что считается самым первым подшипником, было изобретено только в 330 веке до н.э. и сделал это древнегреческий инженер диад. Увы, как и многие изобретения, которые впоследствии стали использоваться для мирного труда, это изначально служило для разрушения - сконструированная Диадом деталь использовалась в осадных вышках.

А вот в Риме они использовались для самых разнообразных механизмов - на раскопках были найдены изделия, напоминающие современные роликовые, цилиндрические и конические детппли, которые чаще всего применялись в поворотных кругах.

Ну а активная история победного шествия, которое начал подшипник, приходится уже 1780 году, когда ее впервые сделали из металла, а точнее - из чугуна. Именно в этом году в Англии изготовили две дорожки качения, которые были дополнены 40 литыми шарами.

Ну а первые безмасляные изделия появились только в 1945 году и обязаны этим фактом изобретению металлокерамики. Следующее за этим новшество - гибридные подшипники, которые объединили в себе качества шарикоподшипника и его гидростатического собрата.

Что касается материала изготовления, то долгое время (до самого конца 20 века) сталь оставалась вне конкуренции. Однако конструкторов она устраивала далеко не всегда, ведь ее свойства ограничивали полет идей, да и ее характеристики были далеко не идеальными. Все изменилось, когда был использован нитрид кремния, новый керамический синтетик. Сегодня из него изготавливают быстроходные наклонные шарикоподшипники гибридного типа. Постепенно керамические изделия все больше входят в обиход, потесняя стальные, которые все же остаются самыми популярными для применения в привычных механизмах.

Современный подшипник - результат многовековых опытов, проб и ошибок, показывающий как инженеры прошлого влияют на день сегодняшний.