Переднеприводный хэтчбек опередил время на десятки лет.

По крайней мере, так считают автолюбители из тематического сообщества о легендарных автомобилях СССР. Разработка ИЖ-13 стартовала ещё в 1968 году, практически сразу после запуска предприятия в Ижевске, поскольку конструкторы желали опередить Тольяттинский автозавод с их ВАЗ-2101.

ИЖ-13 представлял собой пятидверный хэтчбек с оригинальной компоновкой, выражающейся в продольном размещении силовой установки. Агрегат действительно отличался нетипичной манерой изготовления. Полуторалитровый двигатель 412-го «Москвича», карбюратор SOLEX, оборачивающий редуктор на задней части коробки, сдвоенные карданные шарниры – далеко не полный список того, чем удивлял экспериментальный ИЖ-13.

В то время аналогичными новшествами оснащался Cadillac Eldorado, выполненный по той же схеме, когда переднеприводная трансмиссия компоновалась узлами и агрегатами заднеприводной. Передняя и задняя подвеска ИЖ-13 были независимыми, а экстерьер вкупе с оформлением салона соответствовали европейскому уровню.

Широкая головная оптика в стиле поздних «Жигулей», выштамповки на капоте, купеобразные очертания кузова – все эти факторы должны были помочь ИЖ-13 «взорвать» авторынок СССР, однако конструкторы автозавода в Ижевске проиграли заводу ВАЗ, который попросту подготовил свою «Копейку» раньше конкурента.

Комментаторы сообщества уточнили, что автомобиль даже в 2019 году выглядит достойно: «Мне кажется, или он круче АвтоВАЗ-овских вёдер?», «Копейка и рядом не стояла!», «Верните улицам Москвич».