Советский и ранний постсоветский автопром не слишком баловал население разнообразием моделей, зато каждая из них запомнилась, а некоторые до сих пор вызывают стойкие ассоциации.
Среди задач, стоявших перед советскими инженерами, представлялось создание «массовых» автомобилей для народа – по доступной цене и с приемлемым комфортом. Одной из таких моделей стало детище украинского автопрома раннего постсоветского времени - «преемница» «Таврии» ЗАЗ-1103 «Славута», сходившая в разных модификациях с конвейера Запорожского автостроительного завода с 1999 по 2011 годы.
Всего за 12 лет было произведено порядка 140 тысяч экземпляров, 130 тысяч из которых «ушли в народ» и разъехались по своей родине в качестве семейных 5-дверных лифтбеков, а также «тружеников» в службах такси. ЗАЗ-1103, в первую очередь привлекал относительной доступностью и приемлемым по своим временам уровнем комфорта автомобиля В-класса, способного доставить из пункта «А» в пункт «Б» «без приключений», но это не точно. По крайней мере, некоторых «бывалых» ЗАЗ-1103 «Славута» по сей день заставляет содрогнуться, воскресив в памяти ощущения и впечатления.
«Ее надо было назвать «Бедой», - делятся в сети пользователи впечатлениями об уникальной гаражной находке ZAZ-1103 Slavuta 2002 года с пробегом всего 43 км, продемонстрированной блогером на YouTube-канале «Retro ilych». Другое название, кроме как «Беда», просто «не «клеится к этой вагонетке», по мнению некогда владельцев «Славут»: «Фанерная колесница» была «неуправляемой» до такой степени, что руль в нее можно было вовсе не ставить, считают автомобилисты, добавляя, что автомобиль на скорости 90 км/ч при наезде одним передним колесом на кирпич способен был перевернуться.
Продемонстрированный автомобиль сразу после приобретения в салоне приехал в гараж, где и простаивал, припадая пылью. В нем все родное, и, несмотря на молодой возраст, «Славуту» все равно назвали «капсулой времени».
Однако ирония сети разгоралась: «Хозяин купил, понял глупость, и решил не ездить?», - видимо, свежи еще в памяти воспоминания о бесконечных ремонтах. Тем не менее, многие «Славуты», даже первые, с 1,1-1,2-литровыми моторами, как и «Жигули», до сих пор «живые» и «в строю».