Ходовая часть выполняет особую роль в безопасном передвижении любого транспортного средства, однако учитывая сложную конструкцию, далеко не все автовладельцы знают предназначение тех или иных элементов. Одним из них является полуось, которая представляет собой вал, передающий вращение от мотора машины его ведущим колесам. Ниже мы расскажем о том, что представляет собой данный узел и какие конструкционные особенности он имеет.
Особенности и назначения
Любая ходовая часть автомобиля вне зависимости от марки и модели включает себя ШРУС, рулевые наконечники и тяги, ступичные подшипники и ряд других элементов. Шарниры равных угловых скоростей получают вращательное движение от двигателя через сложную систему приводов, одним из которых является полуось. Для лучшего понимания назначения данного элемента, стоит коснуться ее особенностей и специфики.
Итак, полуось или, другими словами, вал ведущего моста, предназначен для обеспечения непрерывного контакта ведущих колес и двигателя внутреннего сгорания. Данный элемент передает усилие, а также поддерживать способность поворачивать колеса подвески, совершать плавные движения при минимизации вибрационных воздействий.
Полуось предназначена для того, чтобы воспринимать на себя воздействие силы тяжести, которая приходится на колесо как при тяговых, так и при тормозных усилиях. Более того, именно на полуось приходится серьезное давление, которое возникает во время поворотов, при влиянии боковой инерционной силы. Учитывая подверженность высоким нагрузкам, с течением времени полуось может частично или даже полностью выходить из строя, поэтому нуждается в периодическом техническом и сервисном обслуживании.
Конструкционные особенности полуоси
Важно отметить, что при поломке приводного вала автомобиль может стать частично или даже полностью неуправляемым, поэтому важно отслеживать техническое состояние данного узла. Что касается конструкционных особенностей, то весь узел состоит из таких частей:
- основной вал;
- внутренний ШРУС;
- наружный шарнир равных угловых скоростей;
Вал представляет собой трубу определенный длины, к которой перевариваются переходники, предназначенные для последующего монтажа ШРУСов. Для исключения соединения и прокрутки элементов они оснащаются специальными шлицами, где переходник фиксируется стопорным кольцом.
Наличие двух шарниров в приводе как раз и обуславливает независимую подвеску передних колес. Примечательно, что наружные ШРУСы отвечают за повороты колес относительно вертикальной оси, а внутренние - за перемещение колес при вертикальном ходе подвески.
Основные виды полуосей
Стоит отметить, что существует несколько видов полуосей, каждую из которых стоит рассмотреть отдельно.
- Разгруженные. Используются чаще всего на автобусах и грузовых транспортных средствах. Деталь устанавливается внутри моста, где всю силу принимают на себя подшипники, а полуось передает исключительно крутящий момент.
- Полуразгруженные. Устанавливаются на легковых транспортных средствах. Из особенностей можно отметить факт того, что подшипники располагаются между кожухом и полуосью, к которой непосредственно крепятся ступицы колес.
Учитывая тяжелые нагрузки, которые приходятся на полуось во время передвижения, особенно по дорогам, каждый автовладелец должен контролировать исправность данного компонента. Чаще всего изнашиваются пыльники (резиновые элементы) ШРУСов, вследствие чего пыль и грязь начинают попадать на внутренние трущиеся механизмы, что вызывает повышенный износ. При техническом обслуживании и ремонте всегда следует использовать только качественные, сертифицированные запчасти от хорошо известных производителей.