Одновременно Поднебесная помогает Саудовской Аравии в атомной энергетике.
Китай существенно подвинул арабских нефтяников по поставкам энергоресурса и РФ с весны заняла ведущие позиции на китайском рынке. Однако, нефтяная битва Москвы в КНР не завершена. В ответ на приостановку стройки «саудовского» НПЗ требуют закрыть действующий «российский».
Китай изначально заявлял о намерении не зависеть от единственного поставщика нефти, коим являлась Саудовская Аравия. В этом моменте Китай достиг двух целей. Расширил поставки и подтвердил партнёрство с Россией.
Издание The Wall Street Journal сообщило, что Китай помогает Саудовской Аравии по атому. Якобы две компании КНР приступили к возведению в пустынной местности королевства предприятия для обработки урановой руды. Это даст возможность Саудитам со временем обзавестись ядерным оружием.
Впрочем, официально Пекин и Эр-Рияд опровергают информацию. Но это, как минимум, указывает на продолжение сотрудничества двух стран.
По нефти всё прозрачнее. Весной этого года Россия поставляла в Китай 1,75 млн баррелей в сутки (+17,7%). Показатели Саудитов составили 1,26 млн баррелей (-18%).
Следствием стало то, что Национальная нефтяная компания Саудовской Аравии Saudi Aramco приняла решение приостановить строительство нефтеперерабатывающего комплекса стоимостью $10 млрд в китайской провинции Ляонин.
Не все в Китае довольны расширением сферы российского влияния. Ответный ход последовал незамедлительно.
Вице-губернатор Ляонина Чэнь Сянцюнь потребовал закрыть действующий Даляньский НПЗ. Предприятие является «дочкой» CNPC — основного партнера «Роснефти». Это крупнейший нефтеперерабатывающий завод в КНР. Он ежесуточно перерабатывает 410 тыс. баррелей и «заточен» на российскую нефть из трубопровода.
Так что битва Москвы за китайский нефтерынок продолжается. Бороться есть за что: КНР — крупнейший нефтяной импортёр. 10,2 млн баррелей в сутки при собственной добыче 3,8 млн. Для сравнения, столько же потребляют Германия, Великобритания, Испания, Италия, Франция, Южная Корея и Япония вместе взятые.