Переход нашей страны к рыночной экономике обозначен, в том числе, появлением множества новых терминов и явлений. Одно из таких явлений – фандрайзинг – слово чуть ли не пугающее, но со вполне понятным смыслом.
Прибегнуть к фандрайзингу может любая некоммерческая организация, нуждающаяся в финансировании или ресурсах, но обо всем по порядку.
Что представляет собой фандрайзинг
В странах Запада, откуда явление собственно пришло к нам, систему фандрайзинга используют некоммерческие структуры и организации, то есть те, которые не имеют своей целью получить прибыль, а своей работой решают важные социальные проблемы.
- Иными словами, фандрайзинг – это деятельность организации или стороннего специалиста, направленная на привлечение необходимого финансирования или ресурсов.
При этом деятельность НКО обязательно социально ориентирована, она побуждает дать деньги, вызывает участие и сопереживание у потенциальных жертвователей. Откуда еще некоммерческая организация может взять денег, если она не получает дохода? По сути, именно фандрайзинг является этим источником.
Сам процесс привлечения финансирования не должен противоречить деятельности отдельно взятой организации, она не теряет от этого своей индивидуальности, репутации.
К тому же, исключительно организованный фандрайзинг может привлекать средства с целью обеспечения нормальной работы некоммерческой организации и внутреннего функционирования: обучение сотрудников и выплата им зарплаты, аренда помещений или оплата интернета и т.д. Организованный подход дает запланированный результат: проекты осуществляются, задачи решаются, зарплаты выплачиваются, а функции НКО выполняются в полном объеме.
При этом обычно подобным привлечением занимается либо отдельная организация, либо специалист по фандрайзингу. Реже, но все-таки случается, что руководители и сотрудники НКО сами берут на себя эту задачу, не привлекая специалистов со стороны.
Кто такие фандрайзеры
Если мы говорим об отдельной организации, специализирующейся как раз на сотрудничестве с некоммерческими организациями, благотворительными и культурными центрами, то это люди, работа которых – эффективное привлечение финансов в НКО.
При этом задачи, которыми занимаются специалисты, могут быть:
- оперативными, когда покрываются расходы короткого срока, например, оплата труда сотрудников;
- проектными, когда финансы необходимы на реализацию конкретного проекта или задачи.
В любом случае, как показывает практика, с подобной работой более эффективно справляются именно специальные люди, а не сама организация. Это связано с необходимостью тратить время и силы, нарабатывать контактную базу и так далее.
Функции фандрайзера не ограничиваются исключительно распространением информации и налаживанием контактов с бизнесом и частными лицами. Он работает над:
- подготовкой совместных акций;
- привлечением финансов от юридических лиц;
- созданием бизнес-презентаций;
- рассылкой с целью привлечения частных жертвователей;
- наработкой базы для долгосрочной перспективы;
- онлайн-реализацией фандрайзинговой кампании;
- планированием бюджета НКО в моменте и на перспективу;
- организацией событий, помогающих привлечь внимание и спонсоров;
- разработкой стратегии работы.
Естественно, что при таком разнообразном функционале, профессиональный фандрайзер получает большую заработную плату, а значит, его услуги доступны далеко не каждой организации.
Может ли НКО в принципе обойтись без стороннего фандрайзинга
Это вполне возможно, особенно, если речь идет о некрупных центрах и фондах. Специалисту, который бы искал спонсоров и другие источники привлечения финансов, необходимо платить, причем чек его не такой уж малый. Так что организация может не привлекать сторонних людей. В то же время, необходимость решения задач никто не отменял, поэтому функцию фандрайзера берет на себя либо руководитель, либо коллектив, либо отдельный человек в штате.
Способов привлечения финансов предостаточно, и не все из них нуждаются в оплате.
- Можно разместить реквизиты для переводов в социальных сетях, на сайте НКО.
- Могут быть привлечены СМИ.
- Источником финансирования могут стать частные жертвователи, которые «берут» не размером сумм, а своим количеством.
- Участие в конкурсах, гранты, премии и прочее также могут стать источником получения средств такой организацией.
Многие фонды, занимающиеся, например, адресной помощью больным детям, даже не имеют в штате отдельного фандрайзера, зато в них активно распространяют информацию о денежных сборах волонтеры и неравнодушные люди.
Интересен тот факт, что многие первоклассные специалисты такого рода буквально «выращиваются» в рамках работы конкретного фонда. То есть, человек, получая новый опыт по работе с базой, налаживанию контактов, рано или поздно, становится профи в своей работе.
Видео: Новая Экономическая Эволюция Мира